Методы исследования традиции


Изучение традиций занимает существенное место в страноведении Традиции —- это система позиций, ценностей, норм поведения и принципы отношений между людьми в стране, ритм и пульс ее жизни. Характеристика традиций включает анализ существующих типов традиций, их место в жизни страны и их привязку к конкретным этносам и территориям.
Необходимо общую характеристику форм реализации традиций всех типов дать по плану: существующие в стране, наиболее развитые из них, наиболее привлекательные для туризма. Имеет смысл привести список традиционных мероприятий с включением всех форм традиций в данной стране и указанием времени и места их проведения, а также дать краткую характеристику (описание) нескольких наиболее интересных мероприятий.



Основные понятия
Традиция — выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Данное определение позволяет исключить из традиции индивидуальный опыт как неколлективное явление, тем самым отличается традиция от искусства, которое представляет собой индивидуальную личностную творческую деятельность. Народное творчество и массовая культура, напротив, представляют собой коллективные виды творческой деятельности, основу которых составляют различные типы, уровни традиций.
Посредством традиции коллектив людей передает по наследству послание, необходимое для будущего выживания и самопод-держания. Традиция, таким образом, есть механизм коллективной автокоммуникации.
Различают три основных подхода к проблеме традиции и соответственно четыре типа традиций: этнические (народные), национальные и социальные традиции.
Этнические традиции типичны для стадии народности. Они тесно связаны с различными видами народного творчества (фольклора), в первую очередь — с ремеслами.
Фольклористика — это наука о традиции и ее законах у цивилизованных наций; наука обо всем, что передается изустно, —-знаниях, приемах, рецептах, правилах и обычаях, словесных выражениях и суевериях, сказках, легендах и т.д.
В рамках данной тематики рассматривается преимущественно один аспект традиции — традиции в художественной культуре, роль традиций в народном творчестве.
Фольклор или этнические традиции могут быть сельскими (деревенскими), городскими, буржуазными, аристократическими. Например, ремесленные приемы труда прежних времен, использующиеся в настоящее время, не подготовленные теорией, — это фольклор. Индустриальные или фабричные методы создания внешне «ремесленных» изделий, разработанные с помощью технологии, теории, — это не фольклор.
Этнографические традиции типичны для племени. Это та часть художественной культуры, которая неотделима от главного носителя — человека. Сохранение и передача накопленного опыта осуществляется непосредственно передачей (от старшего к младшему) устоявшихся форм поведения, навыков, понятий. Например, традиционные, народные (этнографические) праздники: хозяйственно-календарные, религиозные, семейно-личные. Степень значимости каждой группы определяется влиянием традиции, лежащей в их основе, в культурной жизни этноса.
При этом степень их значимости в культуре уменьшается именно в такой последовательности. Большая роль хозяйственно-календарных праздников обусловлена событийностью их в жизни племени.
К современным национальным и социальным традициям относится экстерриторизованная часть художественной культуры (выведенная вне самого человека), сохраняющаяся и передающаяся через систему средств общественной информации (книги, картины, схемы, графики, дискеты, видеокассеты и т.д.).
Национальные традиции. Связь поколений осуществляется здесь посредством обучения, а хранение и распространение элементов наследия — посредством письменности, которая нанесла огромный ущерб фольклору. Но письменность — это «традиция традиций», нормализующая, канонизирующая механизмы воспроизводства традиций. С помощью письменности происходит атрибуция наследия, т.е. расшифровка и осмысление элементов насле-
дия применительно к нуждам наличной практики. К национальнымтрадициям относятся все обычаи, но не все ритуалы и обряды, так как часть их зафиксирована в протоколе или других средствах информации и воспроизводится только по особым случаям.
Национальные традиции — это система национальных стандартов, закрепляющих в сознании человека идеи достоинства, величия его нации, героической и славной национальной истории, благородства его народа во всех прошлых и настоящих деяниях, его выдающихся (по мировой значимости) литературе, искусстве, науке и пр. К сожалению, очень часто это ведет в лучшем случае к «национальному романтизму», к конфронтации с другими народами из-за прошлых страданий, унижений, взаимонепонимания.
Социальная традиция — это «мультикультурность», не стесненная никакими видимыми рамками национальных традиций и ограничений. Она предполагает в художественном творческом процессе использование различных форм, языков, стилей, создание транснациональных мультитрадиционных, мультимедийных систем и широчайший, всемирный взаимообмен культурными формами, новой информацией, опытом.
Традиция (любой тип) — это опыт, который накапливается в виде системы стереотипов и проявляется, реализуется в следующих формах: обычаи, ритуалы, обряды, церемонии, представления и праздники.
Обычай стереотипные формы этнической или художественной культуры, связанные с деятельностью, имеющей только практическое значение. Это выражено прежде всего в декоративно-прикладном творчестве.
Обряд — введенный законом или обычаем порядок в чем-либо; внешнее оформление какого-либо действия условными обязательными действиями, совершаемыми в различных случаях жизни, которые освящены только обычаем, т. е. не являются таинствами. Традиционная кухня имеет ярко выраженный обрядовый характер, т.е. она тесно связана с определенными днями, знаменательными событиями, приурочена к ним.
Ритуал только знаковые формы этнической или художественной культуры, не имеющие практического значения. Например, шапочки и мантии у судей или студентов.
Можно провести сравнение этих понятий на примере особенностей религиозного культа ряда народов: жертвоприношение домашнего животного — обычай, надрез уха у животного перед этим — ритуал.
Церемония (церемониал) — а) установленный порядок торжественного дела; б) ряд действий (ритуалов, обрядов) и речей символического характера, традиционно обязательных в тех или иных случаях общественной и религиозной жизни; в) внешние формы, символические действия, соблюдаемые в разных случаях обще-
ственной жизни, определенный внешний порядок действий, имеющих символическое значение; г) совокупность ритуалов, связанных с конкретным важным (торжественным) событием, явлением, в основе которого лежит определенный сценарий; например, мистерии(таинства) — священные действа, состоящие из ритуалов.
Различие между обрядом и церемонией таково: обряд — это последовательность конкретных, определенных действий, в совокупности имеющие символическое значение. Например, карнавал, народный праздник, кульминацией которого является обряд проводов Короля карнавала.
Церемониалу напротив, — это совокупность ритуальных действий, связанных с определенным, конкретным событием, имеющим практическое значение (например, коронация).
Абсолютным феноменом современной культуры и одновременно наиболее актуальной формой социальной традиции стало шоу. Это означает, что никакое явление культуры, художественное событие, произведение искусства и т.д. не будет замечено общественностью, не получит признания... если не обретет формы шоу.
У этой формы свои законы. Главным условием, диктующим правила игры, является рыночный механизм: художественное явление рассматривается как бренд (торговая марка).
Но самой яркой, сложной и характерной формой традиции является массовый праздник — это ритм жизни, его смысл не в развлекательности и отдыхе, а в удовлетворении потребности людей в реализации коллективной памяти, в участии в сотворчестве-диалоге между прошлым и будущим, иначе говоря, потребность быть в гуще жизни, ощутить ее пульс и живое дыхание.
Формирование определенных стереотипов художественной и этнической культуры шло постепенно по мере развития этносов. Уже на уровне племени у людей существовала не только сложившаяся четкая система обычаев, но также ритуалов и обрядов, охватывавшая практически все сферы культуры и творческой деятельности.
Далее, на уровне народности, они развивались и усложнялись, приобретали иногда силу закона, определяя не только особенности культуры людей, но и место отдельного человека в обществе. В связи с этим создавались сложные церемониалы, определявшие появление особых течений или направлений в художественной культуре, например в рыцарской культуре.
Обычаи, обряды, ритуалы и церемониалы в современном обществе (когда одновременно сосуществуют народное творчество, искусство и массовая культура) изменяются очень быстро.4 Некоторые из них остаются в неизмененном состоянии, но только в отдельных, узкопрофессиональных сферах деятельности или в архаических культурах. Хотя по-прежнему основной формой реализации традиций остается праздник в широком смысле этого слова. Особенностью проведения современных праздников (госу- 
дарственных, религиозных, общественных, внутренних и международных, в том числе профессиональных, спортивных, тематических, семейно-личных) стало включение любых других форм реализации традиций, в первую очередь шоу, в их состав.

( Е.Н.САПОЖНИКОВА
СТРАНОВЕДЕНИЕ. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ТУРИСТСКОГО ИЗУЧЕНИЯ СТРАН)

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

0 коммент.:

Отправить комментарий