Государственно-политическая типология стран мира

Различия между странами в политической организации общества и освоенного им геопространства отражают государ­ственно-политические типологии стран. В частности, по осо­бенностям международного статуса все страны мира могут быть разделены на три типа: 
1) суверенные государства; 
2) несамо­управляющиеся территории, 
3) «проблемные» территории.

Типология по различиям государственного строя, имеет три показателя.
1. Форма государственного правления показывает устройство высшей государственной власти, т. е. характер взаимоот­ношений между ее законодательной, исполнительной и судеб­ной ветвями.
Наиболее распространенной и исторически чис­ленно растущей является республиканская форма, при которой все высшие органы власти формируются на выборной либо представительской основе, законодательная власть обычно при­надлежит парламенту, а исполнительная - правительству.
Старейшими республиками являются Сан-Марино и Швей­цария (с XIII в.). Национально-освободи­тельные процессы, буржуазные и социалистические революции, войны XX в., распад социалистических стран способствовали их стремительному росту (в 1991 г. - 127, в 1998 г. - 150). 
В президентских республиках, количественно преоблада­ющих (прежде всего, за счет развивающихся стран), основные властные полномочия сосредоточены в руках президента (он - глава государства, правительства, верховный главнокомандую­щий). Различными вариантами таких республик являются США, Франция, Бразилия, Аргентина, Индонезия, Чехия, большинство стран-членов СНГ: Россия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Азербайджан и др. 
В парламентских республиках основные властные полномочия принадлежат пар­ламентам, формирующим правительства, а функции президента ограничены (Германия, Австрия, Швейцария, Италия, Греция, Израиль, Турция, Индия и др.). 
В идеократических республи­ках осуществление властных полномочий президентами, пар­ламентами, судами и в целом функционирование политической системы страны опираются на определенную политическую или религиозную идеологию, а выражающие их партия или лидер играют ключевую роль в государственном управлении. Таковы социалистические и исламские (Иран, Пакистан, Афганистан, Судан и др.) республики.
При монархической форме государственного правления, наиболее распространенной еще в начале XX в., верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху - императору, королю, султану, князю, эмиру и т. п.) и обычно передается по наследству.
Исторически древнейшей разновидностью этой формы являются абсолютные монархии с неограниченной властью правителя.  Процессы капитализации общества и буржуазно-демо­кратических революций привели к появлению новой формы монархической власти - конституционных (парламентских) монархий, где полномочия монарха ограничены конституцией, а властные функции сосредоточены в руках парламентов (за­конодательные) и формируемых ими правительств (исполнительные). Распад британской колониальной системы привел к появлению такой специфической формы конституционной мо­нархии, как «государство в составе Содружества Наций». Её имеют 16 стран-членов этой международной организации, ко­торые признают главой своих государств британскую королеву. Сочетание в монархической власти религиозных и светских функций привело к появлению теократических монархий, где монарх одновременно является религиозным главой. 
В насто­ящее время существуют более 40 монархий, среди которых подавляющее большинство - кон­ституционные, представленные, прежде всего, в Европе (12, особенно в бассейне Северного моря, в том числе Великобритания), Азии (9), Африке (3), Америке (9), Австралии и Океании (5). Абсолютных монархий осталось 6 (5 в Азии и Ватикан в Европе); три из них являются также теократиче­скими - Ватикан, Саудовская Аравия и Бруней. Особенностью монархической власти в федеративных государствах Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, а также в Ватикане является её выборность.

2. Неотъемлемым свойством государственного строя любой страны является её административно-территориальное устройство (или форма государственного устройства). По этому признаку подавляющее большинство стран мира являются унитарными, управление которыми осу­ществляется центральной властью во всех административно-территориальных единицах.
Более молодой формой является федерация, или федератив­ное (союзное) государство. Оно образуется субъектами федерации (штатами, республиками, провинциями и т. п.), разделив­шими властные полномочия с центральной властью и поэтому обладающими собственными законами (конституциями), представительными и исполнительными органами.
В конце 1990-х годов таких стран было 27, в том числе в Европе - 8, в Азии и Африке - по 5, в Америке - 7, в Австралии и Океании - 2. 
Основными причинами создания федераций в разное время были: особенности исторического развития (США, ФРГ, ОАЭ и др.), огромные размеры территории (Канада, Австралия, Бразилия и др.) или ее разобщен­ность (островные Федеративные штаты Микронезии, республика Коморские Острова), многонациональный состав населения (Индия, Нигерия, ЮАР и др.) или сочетание нескольких причин (СССР, Россия, Югославия). Ряд стран, относящихся к унитарным, имеют признаки федерации (наличие в их составе автономных образований и др.), например Дания, Франция.
Исторически редкая, форма государственного устройства - конфедерация. Она предполагает объединение суверенных государств (при со­хранении собственных органов власти, конституции…) для достижения общих целей (военных, политических, экономических, национальных). Для координации уси­лий образуются совместные законодательные и исполнительные органы (парламенты, президентские советы, комиссии ...).
Конфедерациями были Швейцария (постепенно преобразованная в федерацию), США (в первое десятилетие своей истории , Объединенная Арабская Республика (объединение Египта и Сирии в 1958-1961 гг.). В настоящее время юридически оформленных конфедераций в мире нет, но их признаками обладают Европейский Союз и Союз Белоруссии и России, имеющие ряд совместных межгосудар­ственных органов. Определенный конфедеративный потенциал несут в себе неурегулированные отношения некоторых «непризнанных» государств и их «материнских» стран (Приднестро­вье - Молдавия, Абхазия - Грузия, Тайвань - Китай).
3. Еще одним свойством государственного строя и в целом политической системы любой страны является политический режим, или тип правления - средства и методы осуществления властных полномочий.
Демократическими считают режимы государственной власти, которым присущи выборность и разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной), правовое государство с равенством всех перед законом, многопартийная политическая система. Такие режимы сложились в развитых капиталистических странах, формируются в большинстве постсоциалистических и в части развивающихся (наиболее развитых, например, в новых индустриальных странах).
Для авторитарных режимов характерна концентрация власти в руках одного лица или органа, принижающая роль других государственных институтов (прежде всего представительских), сведение к минимуму и подавление оппозиции, командные методы руководства, ограничение свобод. Черты авторитаризма обычно характерны для абсолютных монархий, но также для многих президентских республик развивающихся стран (особенно африканских, Ирака и др.) и части постсоциалистических (например, Туркмении, Узбекистана).
Тоталитарный режим, с точки зрения западной полито­логии, считается крайней формой авторитарного и представляет собой государственно-политическую систему управления, осу­ществляющую контроль над всеми областями общественной жизни исходя из принципов определенной идеологии. В настоящее время такие режимы характерны для большинства идеократических республик (в социалистических странах для его обозначения обычно используется термин «социалистическая демократия»).

Источник: http://bibliofond.ru

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

0 коммент.:

Отправить комментарий