Рабочая программа дисциплины
«Страноведение с основами регионоведения»
Направление подготовки
034600 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»
Профиль подготовки
«Спортивно-оздоровительный туризм»
Квалификация (степень)
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Томск
2012
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Страноведение с основами регионоведения» являются:
формирование целостного представления о той или иной стране или ее районах как о едином географическом, экономическом, социально-политическом и, прежде всего, культурном пространстве;
формирование представления о программе страноведческого исследования; отработка навыков страноведческого анализа, формирование общей культуры и профессионализма в области рекреации и туризма.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина ПВ.4 «Страноведение с основами регионоведения» относится к вариативной части профессионального цикла профиля « Спортивно-оздоровительный туризм». Преподавание дисциплины, согласно Учебному плану подготовки бакалавра по направлению 034600 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" осуществляется во 2ом семестре (1 курс) и 3ем семестре (2 курс).
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов).
Входные требования и дисциплины – прекурсоры.
Изучать данную дисциплину следует, опираясь на знания и навыки, приобретенные студентами в процессе освоения следующих дисциплин «Основы спортивно-оздоровительного туризма», «История», «Религиоведение». Данные дисциплины являются прекурсорами дисциплины «Страноведение с основами регионоведения».
Обеспечиваемые дисциплины (дисциплины – посткурсоры).
1. География рекреационных систем и туризма
2. Экономика рекреации и туризма
3. Курортология
4. Туристские формальности
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Страноведение с основами регионоведения»
В процессе освоения данной дисциплины формируются следующие компетенции:
общекультурные
· готов уважительно относиться, сохранять и преумножать историческое наследие и культурные традиции, толерантно воспринимать социально-культурные различия
(ОК-1);
· способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
профессиональные
педагогическая деятельность :
· способен формировать личность обучающихся в процессе рекреативных форм занятий и спортивно-оздоровительным туризмом, краеведческой и экскурсионной деятельности использования других средств сохранения и увеличения физической дееспособности личности, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, к здоровому образу жизни (ПД-11);
· способен закреплять демократические ценности, развивать толерантность в поликультурном обществе, способствовать дальнейшему воспитанию патриотических убеждений, сохранению основных социальных ролей, норм и правил (ПД-12);
организационно-управленческая деятельность:
· способен конструировать циклы оздоровительно-рекреационного обслуживания различных социально-демографических групп населения и туристов (ОУ-10);
· готов планировать и организовывать деятельность населения по применению различных ценностей и средств туризма и краеведения, рекреации и реабилитации в целях укрепления здоровья и социальной адаптации личности (ОУ-11);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· Знать:
- основные теоретические положения и базовые понятия и термины курса
- основы индустрии туризма и отдыха для организации рекреационной деятельности, знать специфику внутреннего и международного туризма в разных странах мира.
- основные закономерности и особенности территориальной организации международного туризма.
- особенности развития и географии международного туризма в странах и регионах мира и, в особенности, в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья.
· Уметь:
– дать целостную характеристику регионов мира и входящих в них стран на основе комплексного подхода, т.е. охарактеризовать природу и климат, растительный и животный мир, экономику, политическую и социокультурную сферу,
-дать всесторонний анализ состава населения: демографический, лингвистический, национальный,
- дать характеристику рекреационных ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается как международный, так и внутренний туризм и происходит формирование основных туристских потоков;
· Владеть
– технологией анализа и оценки рекреационных ресурсов, туристской освоенности и перспектив развития туризма в различных регионах России, странах СНГ, республиках Балтии и странах мира;
-навыками оценки значения международных туристских связей и определением основных зон притяжения туризма в отдельных странах мира
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов).
Вид учебной работы | 1 семестр | 2 семестр | Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины | 108 | 108 | 216 |
Аудиторные занятия (всего) | 54 | 54 | 108 |
В том числе: | |||
Лекции | 18 | 18 | 36 |
Практические занятия | 36 | 36 | 72 |
Самостоятельная работа | 54 | 54 | 108 |
В том числе: | |||
Самостоятельная проработка теоретических вопросов | 46 | 46 | 92 |
Реферативная работа | 8 | 8 | 16 |
Вид промежуточного контроля | УО-1, УО-2 | УО-1, УО-2, ПР-4 | |
Вид итогового контроля | ПР-2 | УО-4 |
№ п/п | Раздел дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | ||
лекции | семинары | Самостоят. работа | ||
1. | Введение в страноведение и туризм | 1 | 2 | 3 |
2. | Основные понятия и терминология страноведения | 1 | 2 | 3 |
3. | Страноведческий комплекс и его основные элементы | 2 | 4 | 6 |
4. | Природная среда и природно-ресурсный потенциал территории | 2 | 4 | 6 |
5. | Физико-географическое страноведение | 2 | 4 | 6 |
6. | Историко-культурное страноведение | 2 | 4 | 6 |
7. | Этническое, конфессиональное и этнолингвистическое страноведение | 2 | 4 | 6 |
8. | Социально-экономическое страноведение | 2 | 4 | 6 |
9. | Политическое страноведение | 2 | 4 | 6 |
10. | Основы регионоведения | 2 | 4 | 6 |
11. | Туристское страноведение Северной Европы | 2 | 3 | 4 |
12. | Туристское страноведение Западной Европы | 2 | 3 | 4 |
13. | Туристское страноведение Южной Европы | 2 | 3 | 4 |
14. | Туристское страноведение Восточной Европы | 2 | 3 | 4 |
15. | Туристское страноведение Юго-Западной Азии | 2 | 3 | 4 |
16. | Туристское страноведение Южной Азии | - | 3 | 6 |
17. | Туристское страноведение Юго-Восточной Азии | - | 3 | 6 |
18. | Туристское страноведение Восточной и Центральной Азии | - | 3 | 6 |
19. | Туристское страноведение Африки | 2 | 3 | 4 |
20. | Туристское страноведение Северной Америки | 2 | 3 | 4 |
21. | Туристское страноведение Латинской Америки | 2 | 3 | 4 |
22. | Туристское страноведение Австралии и Океании | 2 | 3 | 4 |
Итого 216 | 36 | 72 | 108 | |
Итоговая аттестация |
№ |
Темы и содержание разделов модуля
№ | Темы и основное содержание | |
1. | Введение в страноведение и туризм Страноведение как научная географическая дисциплина. Объект и предметы исследования страноведения. Терминология страноведения и туризма и их связь. Этапы истории развития страноведения как географической науки. Страноведение в системе географических наук. Связь страноведения с другими науками и туризмом. Роль страноведения в туризме. | |
2. | Основные понятия и терминология страноведения Концепции и парадигмы в географии. Дифференциация и интеграция наук. Географическая сущность комплексного страноведения. Виды страноведения. Общее и особенное в страноведении. Страноведение и картография. Регионоведение и краеведение. Региональная география. Природно-территориальные комплексы. Структурирование территорий. Рекреация, туризм и рекреационное страноведение. | |
3. | Страноведческий комплекс и его основные элементы Дискуссионные вопросы современного комплексного страноведения. Научные и прикладные задачи страноведения. Концепции синтеза в современном страноведении. «Справочное», «частное», «комплексное» и «проблемное» страноведение. Элементы страноведческого комплекса. Структура комплексной страноведческой характеристики территории. Источники информации в страноведении Карта как источник страноведческой информации. Роль Internet в страноведении и туризме. | |
4. | Природная среда и природно-ресурсный потенциал территории Географическая оболочка. Географическая среда. Природная и техногенная среда. Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал. Оценка природно-ресурсного потенциала регионов мира. Природная основа рекреации и туризма. Структура природно-ресурсного потенциала. Рекреация и рекреационные ресурсы. Рекреация как альтернативный вид природопользования. | |
5. | Физико-географическое страноведение Географическое положение территории и его роль в страноведении. Физико-географическое районирование мира. Широтная зональность и высотная поясность. Физико-географические страны и провинции. Природные ресурсы страны как основа организации хозяйства и туризма. Понятие о природно-ресурсном страноведении. Экологическое страноведение. География объектов природного наследия, как объектов туризма. Физико-географическая карта мира и ее информационные особенности. | |
6. | Историко-культурное страноведение Историческая география мира и историко-культурное страноведение Древнейшие центры цивилизаций мира. Расцвет и гибель цивилизаций. Основы теории этногенеза. Древнейшие памятники культуры. Связь историко-культурных особенностей регионов с их природой и населением. Пространственные и временные особенности историко-культурного процесса. История культурных ландшафтов Европы. Объекты материальной и духовной культуры как основа страноведения и туризма. География памятников древних культур как объектов туризма. | |
7. | Этническое, конфессиональное и этнолингвистическое страноведение Антропология. Этнография. Демография. География населения. Антропологические особенности регионов и стран мира. Расовый, этнический и конфессиональный состав населения мира. Основы теории этногенеза. Этносы, их эволюция и миграция. Основные цивилизации мира. Древнейшие центры цивилизаций. Возникновение и эволюция верований. Основные религии и верования народов мира. География религий мира. Конфессиональное страноведение и геополитика. Возникновение и роль языка в истории человечества. Языки мира. Лингвистические особенности стран и регионов мира. Типизация языков мира. Семьи и группы языков, их распространение. Понятие о лингвистической географии. Языки и письменность, их развитие и трансформация. Взаимодействие основных групп языков и религий мира. | |
8. | Социально-экономическое страноведение Социально-экономическая география и страноведение. Понятия и термины. Природно-ресурсный потенциал и природопользование. Отраслевая структура экономики. Хозяйственная специализация стран и регионов мира. Территориальная структура хозяйства стран мира. Социально-экономические особенности и структура регионов мира. Народонаселение. Демографические процессы. Сельское и городское население. Экономическое и гуманитарное значение туризма. | |
9. | Политическое страноведение Политическая география мира и страноведение. Геополитика. Политическая карта мира. Основные этапы и особенности ее формирования. Причины изменений на политической карте мира. Государственное устройство (унитарные и федеративные государства), государственный строй (монархии и республики). Интеграция и дезинтеграция стран и народов. Политические блоки. Политические конфликты и геополитика. «Горячие точки» планеты и их влияние на международный туризм. | |
10. | Основы регионоведения Цели, задачи, понятия регионоведения. Принципы региональной политики. Регионализация как субъект глобализации. Природная среда и регионализация. Этнический фактор регионализма. Демографический фактор регионализма. Конфессиональный фактор. Политико–географический фактор. Расселение и размещение человечества. Геополитика. Мировые полюса развития и депрессивные макрорегионы. | |
11. | Туристское страноведение Северной Европы(Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания и Ирландия). Общие сведения о странах. Географическое положение региона и его специфика. Символы и образы стран. Физико-географическая характеристика региона и специфика каждой страны. География природных ресурсов. Историко-географический очерк и особенности освоения территории в историческом прошлом. Современное государственное устройство стран региона. Население, этнографические, языковые и конфессиональные особенности. Расселение и природопользование. Экономико-географическая характеристика стран региона. Промышленность и сельское хозяйство. География городов. Экологические проблемы, обусловленные особенностями природы и антропогенной деятельности. География и специфика культуры стран. Природные и историко-культурные достопримечательности. Рекреационный потенциал стран региона. | |
12. | Туристское страноведение Западной Европы(Великобритания, Ирландия, Германия, Франция, страны Бенилюкс и Альпийского макрорайона). Общие сведения о государствах. Географическое положение региона и его специфика. Символы и образы стран. Физико-географическая характеристика региона и специфика каждой страны. География природных ресурсов. Историко-географический очерк и особенности освоения территории в историческом прошлом. Современное государственное устройство стран региона. Население, этнографические, языковые и конфессиональные особенности. Расселение и природопользование. Экономико-географическая характеристика стран региона. Промышленность и сельское хозяйство. География городов. Экологические проблемы, обусловленные особенностями природы и антропогенной деятельности. География и специфика культуры стран. Природные и историко-культурные достопримечательности. Рекреационный потенциал и рекреационное районирование. | |
13. | Туристское страноведение Южной Европы(Португалия, Испания, Италия, Греция, Албания, страны бывшей Югославии, карликовые государства южной Европы). Общие сведения о государствах. Географическое положение региона и его специфика. Символы и образы стран. Физико-географическая характеристика региона и специфика каждой страны. География природных ресурсов. Историко-географический очерк и особенности освоения территории в историческом прошлом. Современное государственное устройство стран региона. Население, этнографические, языковые и конфессиональные особенности. Геополитические проблемы стран бывшей Югославии. Расселение и природопользование. Экономико-географическая характеристика стран региона. Промышленность и сельское хозяйство. География городов. Экологические проблемы, обусловленные особенностями природы и антропогенной деятельности. География и специфика культуры стран. Природные и историко-культурные достопримечательности. Рекреационный потенциал стран региона. Рекреационное районирование Италии. | |
14. | Туристское страноведение Восточной Европы(Чехия, Словакия, Польша, Румыния, Болгария и страны Прибалтики). Общие сведения о странах. Географическое положение региона и его специфика. Символы и образы стран. Физико-географическая характеристика региона и специфика каждой страны. География природных ресурсов. Историко-географический очерк и особенности освоения территории в историческом прошлом. Современное государственное устройство стран региона. Население, этнографические, языковые и конфессиональные особенности. Геополитические проблемы региона. Расселение и природопользование. Экономико-географическая характеристика стран региона. Промышленность и сельское хозяйство. География городов. Экологические проблемы, обусловленные особенностями природы и антропогенной деятельности. География и специфика культуры стран. Природные и историко-культурные достопримечательности. Рекреационный потенциал и рекреационное районирование. | |
15. | Туристское страноведение Юго-Западной Азии(Турция, Кипр, Палестина, Израиль, страны Аравийского полуострова и Средний Восток). Общие сведения о государствах. Географическое положение региона и его специфика. Символы и образы стран. Физико-географическая характеристика региона. География природных ресурсов. Историко-географический очерк. Современное государственное устройство стран региона. Языки и религии. Особенности уклада жизни. Специализация хозяйства. Геополитические проблемы региона. Расселение и природопользование. Экономико-географическая характеристика стран региона. Промышленность и сельское хозяйство. География городов. Экологические проблемы, обусловленные особенностями природы и антропогенной деятельности. Природные, историко-культурные достопримечательности. Центры паломничества. Рекреационный потенциал. | |
16. | Туристское страноведение Южной Азии(Индия, Пакистан, Непал, Бангладеш, островные государства — Шри-Ланка и Мальдивы). Общие сведения о государствах. Географическое положение региона и его специфика. Символы и образы стран. Физико-географическая характеристика региона: Гималаи, Индо-Гангская низменность и плоскогорье Декан. Природные ресурсы региона. Историко-географический очерк, Индостан как колыбель древнейшей цивилизации. Современное государственное устройство стран региона. Этнический и конфессиональный состав населения полуострова Индостан. Геополитические проблемы. Экономико-географическая характеристика стран региона. Промышленность и сельское хозяйство. География городов. Экологические проблемы, обусловленные особенностями природы и антропогенной деятельности. География и специфика культуры стран. Природные и историко-культурные достопримечательности. Рекреационный потенциал. Рекреационное районирование Индии. | |
17. | Туристское страноведение Юго-Восточной Азии(Бирма, Таиланд, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Сингапур, Индонезия и Филиппины). Общие сведения о государствах. Географическое положение региона и его специфика. Символы и образы стран. Физико-географическая характеристика региона и специфика каждой страны. География природных ресурсов. Историко-географический очерк и особенности освоения территории в историческом прошлом. Современное государственное устройство стран региона. Население, этнографические, языковые и конфессиональные особенности. Расселение и природопользование. Экономико-географическая характеристика стран региона. Промышленность и сельское хозяйство. География городов. Экологические проблемы, обусловленные особенностями природы и антропогенной деятельности. География и специфика культуры стран. Природные и историко-культурные достопримечательности. Рекреационный потенциал. Рекреационное районирование стран региона. | |
18. | Туристское страноведение Восточной и Центральной Азии(Япония, КНДР, Республика Корея, Китай, Монголия). Общие сведения о государствах. Географическое положение региона и его специфика. Символы и образы стран. Физико-географическая характеристика региона и специфика каждой страны. География природных ресурсов. Историко-географический очерк и особенности освоения территории в историческом прошлом. Современное государственное устройство стран региона. Население, этнографические, языковые и конфессиональные особенности. Расселение и природопользование. Экономико-географическая характеристика стран региона. Промышленность и сельское хозяйство. География городов. Экологические проблемы, обусловленные особенностями природы и антропогенной деятельности. География и специфика культуры стран. Природные и историко-культурные достопримечательности. Рекреационный потенциал. Рекреационное районирование стран региона. | |
19. | Туристское страноведение Африки Общие сведения о государствах. Географическое положение региона и его специфика. Символы и образы стран. Физико-географическая характеристика региона: страны Северной, Центральной, Восточной и Южной Африки. География природных ресурсов. Историко-географический очерк и особенности освоения территории в историческом прошлом. Современное государственное устройство стран региона. Население, этнографические, языковые и конфессиональные особенности. Геополитические конфликты: территориальные споры, расслоенность общества, дефицит ресурсов, этнические и конфессиональные проблемы, претензии на лидерство в регионе. Способы предупреждения и разрешения конфликтов (африканский опыт). Экономико-географическая характеристика стран региона. Промышленность и сельское хозяйство. География городов. Экологические проблемы, обусловленные особенностями природы и антропогенной деятельности. География и специфика культуры стран. Природные и историко-культурные достопримечательности. Центры паломничества. Рекреационный потенциал и рекреационное районирование региона. | |
20. | Туристское страноведение Северной Америки США и Канада. Общие сведения о странах. Географическое положение. Физико-географическая характеристика региона и специфика стран. Природные ресурсы. Историко-географический очерк и особенности освоения территории в историческом прошлом. Современное государственное устройство стран региона. Население: этнический и конфессиональный состав, особенности расселения, особенности демографического развития. Экономико-географическая характеристика стран. Промышленность и сельское хозяйство. География основных городов. Экологические проблемы, обусловленные особенностями природы и антропогенной деятельности. Природные и историко-культурные достопримечательности. Рекреационный потенциал. Рекреационное районирование США. | |
21. | Туристское страноведение Латинской Америки(страны бассейна Карибского моря, Центральной и Южной Америки). Происхождение названия региона. Общие сведения о государствах. Географическое положение региона и его специфика. Символы и образы стран. Физико-географическая характеристика региона и специфика каждой страны. География природных ресурсов. Историко-географический очерк и особенности освоения территории в историческом прошлом. Современное государственное устройство стран региона. Население, этнографические, языковые и конфессиональные особенности. Расселение и природопользование. Экономико-географическая характеристика стран региона. Промышленность и сельское хозяйство. География городов. Экологические проблемы, обусловленные особенностями природы и антропогенной деятельности. География и специфика культуры стран. Природные и историко-культурные достопримечательности. Рекреационный потенциал. Рекреационное районирование стран региона. Рекреационное районирование Бразилии. | |
22. | Туристское страноведение Австралии и Океании Общие сведения о государствах. Географическое положение региона и специфика частей Океании (Полинезия, Меланезия и Микронезия). Символы и образы стран. Физико-географическая характеристика региона, специфика отдельных стран. География природных ресурсов. Историко-географический очерк и особенности освоения территории в историческом прошлом. Современное государственное устройство стран региона. Население, этнографические, языковые и конфессиональные особенности. Расселение и природопользование. Экономико-географическая характеристика стран региона. Промышленность и сельское хозяйство. География городов. Экологические проблемы, обусловленные особенностями природы и антропогенной деятельности. География и специфика культуры стран. Природные и историко-культурные достопримечательности. Рекреационный потенциал стран региона. Рекреационное районирование Австралии. |
5. Образовательные технологии
Для формирования указанных компетенций в учебном процессе должны быть использованы следующие виды образовательных технологий:
№ п/п | Раздел дисциплины | Используемые образовательные технологии |
1. | Введение в страноведение и туризм | Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента в виде презентаций. Работа с компьютерными тестовыми программами в обучающем режиме. Семинарское занятие. |
2. | Основные понятия и терминология страноведения | Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента в виде презентаций, документальных учебных фильмов и других информационно-наглядных форм. Занятие с приглашенным специалистом. Семинарское занятие. |
3. | Страноведческий комплекс и его основные элементы | Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента в виде презентаций, документальных учебных фильмов и других информационно-наглядных форм. Выполнение практического задания, работа в команде. Коллоквиум. |
4. | Природная среда и природно-ресурсный потенциал территории | Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента в виде презентаций, документальных учебных фильмов и других информационно-наглядных форм. Семинарское занятие в формате круглого стола. Выполнение индивидуального задания. |
5. | Физико-географическое страноведение | Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента в виде презентаций. Обучающий тренинг |
6. | Историко-культурное страноведение | Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента в виде презентаций. Коллоквиум. Выполнение группового задания. |
7. | Этническое, конфессиональное и этнолингвистическое страноведение | Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента в виде презентаций. Командное проектирование. Семинарское занятие. |
8. | Социально-экономическое страноведение | Лекционные занятия в активном диалоговом формате. Деловая игра. Семинарское занятие. |
9. | Политическое страноведение | Лекционные занятия в активном диалоговом формате, Работа с компьютерными тестовыми программами в обучающем режиме. |
10. | Основы регионоведения | Лекционные занятия в активном диалоговом формате, Работа с компьютерными тестовыми программами в обучающем режиме. Мастер-класс. Защита реферативных работ перед аудиторией. |
11. | Туристское страноведение Северной Европы | Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента в виде презентаций, документальных учебных фильмов и других информационно-наглядных форм. Семинарское занятие. Выполнение группового задания. |
12. | Туристское страноведение Западной Европы | Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента в виде презентаций, документальных учебных фильмов и других информационно-наглядных форм. Семинарское занятие. |
13. | Туристское страноведение Южной Европы | Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента в виде презентаций, документальных учебных фильмов и других информационно-наглядных форм. |
14. | Туристское страноведение Восточной Европы | Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента в виде презентаций, документальных учебных фильмов и других информационно-наглядных форм. |
15. | Туристское страноведение Юго-Западной Азии | Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента в виде презентаций, документальных учебных фильмов и других информационно-наглядных форм. Семинарское занятие. |
16. | Туристское страноведение Южной Азии | Работа с компьютерными тестовыми программами в обучающем режиме. Семинарское занятие. Выполнение индивидуального задания. Защита реферативных работ перед аудиторией. |
17. | Туристское страноведение Юго-Восточной Азии | Работа с компьютерными тестовыми программами в обучающем режиме. Семинарское занятие. Выполнение индивидуального задания. Защита реферативных работ перед аудиторией. |
18. | Туристское страноведение Восточной и Центральной Азии | Работа с компьютерными тестовыми программами в обучающем режиме. Семинарское занятие. Выполнение индивидуального задания. Защита реферативных работ перед аудиторией. |
19. | Туристское страноведение Африки | Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента в виде презентаций, документальных учебных фильмов и других информационно-наглядных форм. Семинарское занятие. Выполнение группового задания. |
20. | Туристское страноведение Северной Америки | Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента в виде презентаций, документальных учебных фильмов и других информационно-наглядных форм. Семинарское занятие. |
21. | Туристское страноведение Латинской Америки | Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента в виде презентаций, документальных учебных фильмов и других информационно-наглядных форм. Семинарское занятие. |
22. | Туристское страноведение Австралии и Океании | Лекционные занятия в активном диалоговом формате, с использованием мульимедийного контента в виде презентаций, документальных учебных фильмов и других информационно-наглядных форм. Семинарское занятие. Выполнение группового задания. |
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Вопросы для самостоятельной работы
- Страноведение в системе географических наук.
- Связь страноведения с другими науками и туризмом.
- Дифференциация и интеграция в географических науках.
- Основные методы и принципы страноведческих исследований.
- Основные элементы страноведческого комплекса.
- Источники информации в страноведении
- Структура комплексной страноведческой характеристики территории.
- Справочное и проблемное страноведение.
- Природно-ресурсный потенциал территории.
- Вопросы географической типологии регионов, стран и районов
- Население мира. Большие расы, их антропологические особенности. Географические факторы расообразования.
- Этносы и этнические общности. Виды этнических общностей. Национальный и этнический состав регионов мира.
- Языки мира и их типизация. Языковые семьи и группы. Виды письменности. Основные языки Европы.
- Страноведение как основа осуществления туристской деятельности.
- Значение страноведческих знаний для туристов и организаторов туризма.
- Экологические особенности стран и регионов и организация туризма.
- Структура рекреации. Туризм как часть рекреации. Направления и виды туризма.
- Туризм как сфера экономики. Организация туризма и туристские организации.
- Особо охраняемые природные территории и их виды.
- Национальные парки как объекты рекреации и туризма.
- Экологический и этнический туризм, его особенности и перспективы.
- Экономическое и гуманитарное значение международного туризма.
- Типизация стран мира по характеру туристской деятельности.
Список географической номенклатуры рекомендованной к усвоению
Евразия
Европа
Моря: Азо́вское, Балти́йское, Ба́ренцево, Бе́лое, Норве́жское, Се́верное, Средизе́мное, Чёрное.
Заливы: Ботни́ческий, Ри́жский, Фи́нский́.
Острова: Азо́рские, Балеа́рские, Вайга́ч, Великобрита́ния, Гебри́дские, Земля́ Фра́нца-Ио́сифа, Ирла́ндия, Исла́ндия, Кипр, Колгу́ев, Ко́рсика, Крит, Ма́льта, Но́вая Земля́, Оркне́йские, Ро́дос, Сарди́ния, Сици́лия, Солове́цкие, Шетла́ндские, Шпицбе́рген.
Мысы: Но́рдкин, Рока.
Полуострова: Апенни́нский, Балка́нский, Брета́нь, Ко́льский, Кры́мский, Пирене́йский, Скандина́вский, Тама́нский, Ютла́ндия.
Проливы: Босфо́р, Гибралта́рский, Ка́рские Воро́та, Ке́рченский, Ла-Ма́нш, Ма́точкин Шар.
Горы: А́льпы, Апенни́ны, Балка́нские, Карпа́ты, Кры́мские, Пирене́и, Скандина́вские, Ура́льские, Хиби́ны.
Возвышенности, плоскогорья, нагорья, плато: Валда́йская, Моско́вская, Норла́ндское, Приво́лжская, Смоле́нская, Среднеру́сская, Центра́льный масси́в, Шотла́ндское.
Низменности, равнины: Великопо́льская, Нижнедуна́йская, О́кско-Донска́я, Пада́нская, Пари́жский бассе́йн, Приднепро́вская, Прикаспи́йская, Причерномо́рская, Се́веро-Герма́нская, Среднедуна́йская.
Озера: Ве́нерн, Ве́ттерн, Жене́вское, И́льмень, И́мандра, Ла́дожское, Ла́ча, Оне́жское, Пско́вско-Чудско́е.
Водохранилища: Ку́йбышевское, Ры́бинское, Цимля́нское.
Реки: Ви́сла, Во́лхов, Во́лга (Ока́, Ка́ма́), Гаро́нна, Дне́пр, Дон, Дуна́й, За́падная Двина́, Куба́нь, Луа́ра, Нева́, О́дра, Оне́га, Печо́ра, По, Ро́на, Сви́рь, Се́верная Двина́, Се́на, Ура́л.
Азия
Моря: Андама́нское, Арави́йское, Ба́нда, Бе́рингово, Восто́чно-Кита́йское, Вото́чно-Сиби́рское, Ка́рское, Кра́сное, Ла́птевых, Охо́тское, Сулаве́си, Чуко́тское, Ю́жно-Кита́йское, Япо́нское, Ява́нское.
Заливы: Бенга́льский, Гыда́нская губа́, Енисе́йский, За́падно-Коре́йский, Кара́-Бога́з-Гол, О́бская губа́, Ше́лихова.
Острова: Больши́е Зо́ндские, Вра́нгеля, Калиманта́н, Кури́льские, Ма́лые Зо́ндские, Мальди́вские, Новосибо́́рские, Сахали́н, Се́верная Земля́, Сулаве́си, Сума́тра, Тайва́нь, Тимо́р, Филиппи́ны, Фло́рес, Хайна́нь, Цейло́н (Шри-Ла́нка), Я́ва, Япо́нские (Кюсю́, Сико́ку, Хокка́йдо, Хонсю́).
Мысы: Баба́, Дежнёва, Лопа́тка, Пиа́й, Челю́скин.
Полуострова: Ара́вийский, Гыда́нский, Индокита́й, Индоста́н, Камча́тка, Коре́я, Мала́кка, Ма́лая А́зия, Сина́йский, Таймы́р, Чуко́тский, Яма́л.
Проливы: Бе́рингов, Дми́трия Ла́птева, Зо́ндский, Коре́йский, Лаперу́за, Мала́ккский, Тайва́ньский, Тата́рский.
Горы: Алта́й, Байка́льский хр., Большо́й Хинга́н, Верхоя́нский хр., Восто́чные Га́ты, Восто́чный Сая́н, Гимала́и, Гиндуку́ш, Енисе́йский кря́ж, За́грос, За́падные Га́ты, За́падный Сая́н, Кавка́з, Каракору́м, Куньлу́нь, Ма́лый Хинга́н, Сихотэ́-Али́нь, Станово́й хр., Тянь-Шань, хр. Че́рского, Я́блоновый хр.
Возвышенности, плоскогорья, нагорья, плато: Алда́нское, Дека́н, Ира́нское, Каза́хский мелкосо́почник, Коря́кское, Приле́нское, Среднесиби́рское, Станово́е, Тибе́т, Чуко́тское.
Низменности, равнины: Вели́кая Кита́йская равни́на, За́падно-Сиби́рская, И́ндо-Га́нская, Колы́мская, Месопота́мская, Се́веро-Сиби́рская, Тура́нская, Я́но-Индиги́рская.
Пустыни: Го́би, Караку́мы, Кызылку́м, Ру́б-э́ль-Ха́ли, Сири́йская, Та́кла-Мака́н, Тар.
Озёра: Ара́льское, Байка́л, Балха́ш, Иссы́к-Ку́ль, Каспи́йское, Мёртвое, Сева́н, Таймы́р, Теле́цкое, Тенги́з, Ха́нка.
Реки: Ана́дырь, Аму́дарья, Аму́р, Брахмапу́тра, Га́нг, Енисе́й (Ангара́, Ни́жняя Тунгу́ска, Подка́менная Тунгу́ска), Евфра́т, Инд, Индиги́рка, Колыма́, Кура́, Ле́на (Алда́н, Вилю́й, Вити́м), Меко́нг, Обь (Ирты́ш, Кату́нь), Оленёк, Сицзя́н, Сы́рдарья, Тигр, Хуанхэ́, Э́мба, Я́на, Янцзы́.
Северная Америка
Моря: Ба́ффина, Бо́форта, Гренла́ндское, Кари́бское, Сарга́ссово.
Заливы: Аля́ска, Гудзо́нов, Кампе́че, Мексика́нский, Моски́тос, Свято́го Лавре́нтия, Фа́нди, Калифорни́йский.
Острова: Алеу́тские, Бага́мские, Ба́ффинова Земля́, Берму́дские, Больши́е Анти́льские, Ба́нкс, Ванку́вер, Викто́рия, Гаи́ти, Гренла́ндия, Ку́ба, Ма́лые Анти́льские, Ньюфаундле́нд, Пуэ́рто-Ри́ко, Яма́йка.
Полуострова: Аля́ска, Бу́тия, Калифо́рния, Лабрадо́р, Ме́лвилл, Но́вая Шотла́ндия, Флори́да, Юката́н.
Мысы: Ба́рроу, Мендоси́но, При́нца Уэ́льского, Ха́ттерас.
Проливы: Гудзоно́в, Да́тский, Де́висов, Ка́бота, Флори́дский, Юката́нский.
Горы: Аля́скинский хр., Аппала́чи, Береговы́е хр., Восто́чная Сье́ра-Ма́дре, За́падная Сье́ра-Ма́дре, Кордилье́ры, Скали́стые, Сье́рра-Нева́да.
Плато: Велики́е равни́ны, Большо́й Бассе́йно.
Низменности: Миссиси́пская.
Озёра: Атаба́ска, Большо́е Медве́жье, Большо́е Солёное, Ве́рхнее, Ви́ннипег, Виннипего́сис, Гуро́н, Мичига́н, Никара́гуа, Онта́рио, Э́ри.
Реки: Атаба́ска, Колора́до, Колу́мбия, Макке́нзи, Миссиси́пи (Миссу́ри), Свято́го Лавре́нтия, Фре́йзер, Ю́кон.
Африка
Заливы: Гвине́йский, Си́дра.
Острова: Амира́нтские, Вознесе́нья, Занзиба́р, Зелёного Мы́са, Кана́рские, Комо́рские, Мадагаска́р, Маде́йра, Маскаре́нские, Свято́й Еле́ны.
Мысы: Рас-Хафу́н, До́брой Наде́жды, Зелёный (Альмади́), Иго́льный, Эль-А́бьяд.
Полуострова: Сомали́.
Проливы: Мозамби́кский.
Горы: Атла́с, Драко́новы.
Плоскогорья, нагорья, плато: Эфио́пское (Абисси́нское), Аха́ггар, Тибе́сти.
Пустыни: Ливи́йская, Нуби́йская, Саха́ра.
Озёра: Викто́рия, Нья́са, Танганьи́ка, Чад, Рудо́льф.
Реки: Замбе́зи, Ко́нго, Лимпо́по, Ни́гер, Нил, Ора́нжевая, Сенега́л.
Южная Америка
Заливы: Байя-Гра́нде, Венесуэ́льский, Ла-Пла́та, Сан-Мати́ас, Сан-Хо́рхе.
Мысы: Гальи́нас, Горн, Ка́бу-Бра́нку, Пари́ньяс.
Острова: Гала́пагос, О́гненная Земля́, Тринида́д, Фолкле́ндские.
Проливы: Дре́йка, Магелла́нов.
Горы, плоскогрья, нагорья: Брази́льское, Гвиа́нское, Кордилье́ры (А́нды).
Низменности: Амазо́нская, Ла-Пла́тская, Орино́кская.
Озёра: Титика́ка, Марака́йбо.
Реки: Амазо́нка, Магдале́на, Орино́ко, Парана́, Ри́́о-Не́гро, Сан-Франси́ску, Уругва́й.
Австралия и Океания
Моря: Арафу́рское, Кора́лловое, Тасма́ново, Тимо́рское.
Заливы: Большо́й Австрали́йский, Гео́графа, Жо́зеф-Бонапа́рт, Карпента́рия, Ки́нг, Спе́нсер.
Острова: Гава́йские, Кароли́нские, Керма́дек, Мариа́нские, Марша́лловы, Но́вая Гвине́я, Но́вая Зела́ндия, Но́вая Каледо́ния, Но́вые Гебри́ды, Само́а, Соломо́новы, Тасма́ния, То́нга (Дру́жбы), Туамо́ту, Фи́джи.
Мысы: Йорк, Се́веро-За́падный, Ю́жный, Юго-Восто́чный.
Полуострова: А́рнемленд, Кейп-Йорк.
Проливы: Ба́ссов, То́рресов.
Горы: Большо́й Водоразде́льный хребе́т, Австрали́йские А́льпы.
Плато: Ба́ркли.
Пустыни: Больша́я Песча́ная, Больша́я Пусты́ня Викто́рия.
Озера: Э́йр, Гэ́рднер.
Реки: Му́ррей (Да́рлинг).
Антарктида
Моря: Беллинсга́узена, Ро́сса, У́эдделла, А́мудсена.
Острова: Петра́ I, Ю́жные Оркне́йские, Ю́жные Са́ндвичевы, Ю́жные Шетла́ндские.
Полуостров: Антаркти́ческий.
Горы: Верна́дского, Га́мбурцева.
Плато: Сове́тское.
Вопросы для итогового контроля успеваемости
1. Страноведение как научная дисциплина. Основные задачи страноведения.
2. Объект и предмет исследования в страноведении. Методы исследований.
3. Современное страноведение и туризм, их связь.
4. Этапы истории развития страноведения как географической науки.
5. Основные элементы страноведческого комплекса.
6. Комплексное и частное страноведение.
7. Структура комплексной страноведческой характеристики территории.
8. Справочное и проблемное страноведение.
9. Природно-ресурсный потенциал и природные ресурсы.
10. Физико-географическое страноведение как фундамент общего страноведения.
11. Структура физико-географической характеристики территории.
12. Географическое положение страны и его роль.
13. Природные ресурсы страны, как основа рекреации и туризма.
14. Физико-географическое районирование: физико-географические страны, природные зоны, высотная поясность.
15. Природные условия стран и регионов и их роль в организации туризма.
16. Исторический подход в страноведении и его сущность.
17. Природные и антропогенные (культурные) ландшафты, их влияние на туризм.
18. Население мира.
19. Большие расы, их антропологические особенности. Географические факторы расообразования.
20. Этносы и этнические общности. Виды этнических общностей.
21. Национальный и этнический состав регионов мира.
22. Основные мировые религии и их распространение по странам и континентам.
23. Конфессиональная география и конфессиональное страноведение.
24. Языки мира и их типология. Языковые семьи и группы.
25. Виды письменности.
26. Типология стран мира по уровню экономического развития.
27. Влияние экономики страны на развитие туризма.
28. Политическая карта мира и этапы ее формирования.
29. Политическая типология стран мира.
30. Туристская типология стран мира.
31. Влияние туризма на социально-экономические условия стран.
32. Туристское районирование мира. Туристский регион, район, центр.
33. Физико-географические и социально-экономические особенности стран Европы, их влияние на туризм.
34. Физико-географические и социально-экономические особенности стран Азии, их влияние на туризм.
35. Физико-географические и социально-экономические особенности стран Северной Америки, их влияние на туризм.
36. Физико-географические и социально-экономические особенности стран Южной Америки, их влияние на туризм.
37. Физико-географические и социально-экономические особенности стран Африки, их влияние на туризм.
38. Физико-географические и социально-экономические особенности Австралии и стран Океании, их влияние на туризм.
39. Особенности развития туризма в странах Западной Европы. Краткая туристская характеристика страны региона (по выбору).
40. Особенности развития туризма в странах Восточной Европы. Краткая туристская характеристика страны региона (по выбору).
41. Особенности развития туризма в странах Юго-Западной Азии. Краткая туристская характеристика страны региона (по выбору).
42. Особенности развития туризма в странах Южной Азии. Краткая туристская характеристика страны региона (по выбору).
43. Особенности развития туризма в странах Юго-Восточной Азии. Краткая туристская характеристика страны региона (по выбору).
44. Особенности развития туризма в странах Центральной и Восточной Азии. Краткая туристская характеристика страны региона (по выбору).
45. Особенности развития туризма в странах Северной Америки. Краткая туристская характеристика страны региона (по выбору).
46. Особенности развития туризма в странах Латинской Америки. Краткая туристская характеристика страны региона (по выбору).
47. Особенности развития туризма в странах Африки. Краткая туристская характеристика страны региона (по выбору).
48. Особенности развития туризма в Австралии и странах Океании. Краткая туристская характеристика страны региона (по выбору).
Примерная тематика рефератов и итоговых проектов
1. Процесс мировой глобализации
2. Мировые полюса развития и депрессивные макрорегионы
3. Североамериканское региональное развитие
4. Центральноамериканское региональное развитие
5. Южноамериканское региональное развитие
6. Современное состояние и перспективы Европейского союза
7. Современное состояние и перспективы блока НАТО
8. Западноевропейское региональное развитие
9. Характеристика Скандинавского региона
10. Характеристика региона Восточной Европы
11. Столкновение цивилизаций в Балканском регионе
12. Современное состояние и перспективы развития постсоветского пространства
13. Евразийское экономическое сообщество
14. Современное состояние и перспективы российско-белорусских взаимоотношений
15. Современное состояние и перспективы российско-украинских взаимоотношений
16. Дальневосточная политика Российской Федерации
17. Характеристика российско-китайских взаимоотношений
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
- Дмитревский Ю.Д. Страноведение и география международного туризма. СПб., 1997.
- Дмитриевский Ю. Д. Туристские районы мира. Смоленск, 2000.
- Драчева Е. Л., Яворская А. О. Туристское страно¬ведение. М., 2005.
- Машбиц Я.Г. Основы страноведения. М., 1995.
- Сапожникова Е. Н. Страноведение. М., 2004.
- Севастьянов Д. В. Основы страноведения и туризма: СПб., 2003.
- Лопатников Д.Л. Экономическая география и регионалистика. Учебник для вузов. – М., 2006.
- Дергачев В.А, Вардомский Л.Б. Регионоведение: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
- Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира. – СПБ., 2000.
- Страны и народы мира: энциклопедический справочник. – Ростов Н/д., 2001.
- Страны и регионы мира. – М., 2003.
- Страны и регионы мира: экономика–политический справочник. – М., 2005.
- Страны мира: энциклопедический справочник. – Смоленск, 2001.
- Страны Центральной и Восточной Европы на пути в Европейский союз. – М., 2002.
- США и Европа: взаимоотношения на рубеже веков. – М., 2000.
б) дополнительная литература:
- Борко Ю.А. Россия – ЕС: страны стратегического партнерства. – М., 2005.
- Региональная элита в современной России. – М., 2005.
- Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. – М., 2000.
- Регионы России: основные характеристика субъектов РФ (2003): Статистический сборник. – М., 2003.
- Сидоров М.К. Социальная–экономическая география и регионалистика России. – М., 2002.
- Колосов В.А. Геополитика и политическая география: Учебник / В.А. Колосов, Н.С. Мироненко . М.: Аспект Пресс, 2001.
- Иванов К.П. Проблемы этнической географии. - СПб., 1998.
- Кулагин В.М. Международная безопасность. – М., 2006.
- Малявин В.В. Восток, Запад и Россия. – М., 2005.
- Харитонова И.В. Франция как она есть. – М., 2000.
- Масарик Т. Россия и Европа. – СПб., 2000.
- Мукиджанова Р.М. Страны Центральной Азии. – М., 2005.
- Проблемы глобализации. - М.: Новый век, 2001.
- Проблемы постсоветских стран. - М.: ИМЭПИ РАН, 2000.
- Проток А.С. Россия в современном мире: учебное пособие. – М., 2001.
- Тимонина И.А. Япония: опыт регионального развития. – М., 1992.
- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003.
- Чжао Х. Китай, Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества. – М., 2005.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. Министерство иностранных дел РФ [Электронный ресурс]: — Режим доступа: www.mid.ru -2010